Сетевое взаимодействие дошкольных групп с социальными партнерами
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными партнерами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, организуют совместную деятельность.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с учреждениями культуры и образования дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Главный принцип ФГОС ДО — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Проблема социального развития подрастающего поколения в современном мире становится одной из важных. Нужно стремиться, чтобы ребенок вырос уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным человеком.
Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества, педагогами дошкольных учреждений проводится работа по организации социального партнёрства ДО с организациями и учреждениями Белоярского района.
Таким образом, организация взаимодействия в условиях сети позволяет ДО повысить свой образовательный потенциал за счет использования ресурсов других участников сетевого взаимодействия.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Социальные партнёры |
Цель сотрудничества |
СОШ п.Лыхма |
Создание благоприятных условий для быстрой адаптации детей к школе, воспитания и актуального обучения детей, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития. |
Библиотечная сеть Белоярского района |
Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, ознакомление детей с новинками детской литературы и детскими писателями, назначением библиотеки и ее различных залов, приобщение и воспитание у дошкольников любви к чтению, участие в конкурсах |
БУ «Белоярская районная больница» |
Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ. Медицинское сопровождение ипрофилактический осмотр воспитанников, профилактическая работа. |
ГИБДД ОМВД по Белоярскому району |
Организация профилактических мероприятий, направленных на формирование представлений у детей о правилах безопасного поведения на дороге. |
Центро-Спас "Югория" |
Организация профилактических мероприятий, направленных на формирование представлений у детей о правилах пожарной безопасности. |
Комитет по охране окружающей среды администрации Белоярского района |
Подготовка и проведение мероприятий по охране окружающей среды, формирование у детей первоначальных основ экологической культуры. |
Белоярский информационный центр "Квадрат" |
Информационный обмен, освещение вопросов воспитания и развития воспитанников. |
МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский» |
Научная и методическая поддержка инновационной деятельности педагогических работников. |
Детская школа искусств п.Лыхма |
Ознакомление детей с музыкальным искусством, развитие художественного вкуса подрастающего поколения, реализации задач эстетического воспитания, проведение культурно -досуговых мероприятий. |
Отделение Почты России |
Профориентация дошкольников |
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Благодаря этим связям мы получили возможность параллельно с образовательной деятельностью осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, существенно улучшающих состояние здоровья субъектов образовательного процесса.
Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Результативность сотрудничества:
Для формирования у детей от шести до восьми лет мотивации и положительного отношения к обучению в школе педагоги используют в образовательном процессе разнообразные формы и методы: беседы о школе, экскурсии в школу, презентации, чтение художественной литературы по школьной тематике, рассматривание иллюстраций, отражающих школьную жизнь; рисование школы, совместные с первоклассниками праздники, соревнования, викторины, выставки, конкурсы, сюжетно-ролевая игра «Школа». Результатом такой работы является появление у дошкольников мотивации к школьному обучению, формирование положительного отношения к школе, учителю.
Тесное сотрудничество нашего детского сада и поселковой библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным работам приходят новые: конкурсы, театрализованные спектакли, мастер – классы, видео путешествия, интерактивные мероприятия.
В течение года библиотекарь совместно с педагогами проводит с детьми беседы на тему «Для чего нужна книга?», читают русские народные сказки. Так совместно был проведён праздник «По сказочным тропинкам». Читали сказки, рассматривали яркие страницы книг, рисовали и разукрашивали картинки с персонажами сказок.
К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина была проведена акция «Пушкинский день в России». Ребята средней группы, шествуя по просторным проходам детского сада, несли в руках книги А.С.Пушкина, привлекая внимание к акции. Шествие продолжалось до старшей группы, где состоялось вручение книг воспитанникам.
Активное участие приняли во всероссийских и международных акциях, такие как «Флаги России», экологическая акция «Спасти и сохранить». Библиотекой был объявлен семейный фотомарафон домашних любимцев под названием «Сто друзей сто мастей». Акция «Добрые крышечки». Крышечки передаются в центральную библиотеку , затем в Природный парк «Нумто». Мастер класс «Подари сердце» ко Дню пожилых людей. Воспитанники детского сада приняли активное участие в акции «Пусть всегда будет солнце», приуроченной к 76 годовщине Победы в ВОВ.
Не остаются в стороне и родители наших воспитанников. При проведении того или иного мероприятия мы активно вовлекаем их в творческий процесс. Вместе с детьми мамы и папы создают детские книги, выступая авторами, иллюстраторами и режиссёрами. Воспитанники детского сада, совместно с родителями и воспитателями, стали активными участниками видео обзора книжных новинок под названием «Весёлый полиглот». Задание было подготовить видео, в котором ребята должны рассказать о книге так, чтобы другим обязательно захотелось познакомиться с этой новинкой. Наиболее удачные работы были отправлены для участия в районном конкурсе «Мир, увиденный сквозь книгу», тема «Книга. Наука. Знания». В номинации «Видеосюжет» 1 место заняла – семья Журавлёвых, 2 место- семья Кононенко. В марафоне семейного чтения «Читающая семья - читающая Россия» в рамках окружной акции «Семейный месяц», ребята детского сада приняли активное участие.
Кроме того, воспитанники детского сада, под руководством воспитателя Самсонюк М.С. , в 2021 году приняли участие в Международном конкурсе рисунка к новой книге «Муха» детского писателя, члена Союза писателей России, Иоланты Сержантовой. Ребятам было предложены выбрать одну из ста новелл и рассказов о природе и обрисовать образы, героев, ощущения, которые возникали в ходе чтения. Среди победителей – представители Чехии, России, Хорватии, Австралии, США и Мексики. Работы 25 победителей опубликованы в сборнике «Муха», из них наших работ 7. Каждый из победителей получил экземпляр с автографом писателя и наилучшими пожеланиями каждому из юных иллюстраторов.
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно добиться высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей, духовно-нравственного развития в воспитании детей.
Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. И именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья. Поэтому, вопрос об укреплении и сохранении здоровья дошкольников на сегодняшний день стоит очень остро. Важно помнить, что мы, педагоги и родители, ответственны за то, как подрастающее поколение будет относиться к своему здоровью сейчас и в будущем.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В нашем детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах уделяется большое внимание. Профилактика дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Работа ведется ежедневно и систематически, на основе разработанной системы планирования.
Как показывает статистика ДТП, дети по-прежнему остаются самыми уязвимыми участниками дорожного движения.
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.
Поехал на автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов. Проведение мероприятий по правилам безопасности на дороге более эффективно, если оно сопровождается практическими занятиями.
Так, в нашем детском саду 27.04. 2023 года прошло обучающее мероприятие при поддержке и активном содействии участкового трассового поселка Лыхма Белоярского района, который рассказал детям о своей работе и правилах поведения на дороге.
https://vk.com/wall-204576028_1963
https://vk.com/wall-217174378_121
В нашем детском саду идет тесное сотрудничество с Центро-Спас "Югория". Ежегодно с ребятами проводятся мероприятия по пожарной безопасности. Дети в таких мероприятиях повышают уровень знаний о профессии пожарного и правил действия в условиях чрезвычайных ситуациях. Воспитанникам очень интересно пообщаться с сотрудником ПЧ , а особенно изучить технику и атрибуты по пожарной безопасности.
С мая 2022 года педагоги нашего детского сада, в тесном партнёрстве с коллегами МАДОУ "Детский сад"Снегирёк" , начали работу по внедрениюи и спользованию методов и приёмов инновационной технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии дошкольников.
С целью мониторинга освоения технологии в дошкольных группах, обсуждения возникающих вопросов в ходе работы с детьми и своевременной корректировки технологической карты технологии была организована работа творческой группы "Лаборатория ТРИЗ". Заседания группы проводились по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Педагоги не только обсуждали возникающие вопросы, но и показывали образовательные мероприятия с детьми с последующим их обсуждением. Данная форма работы способствовала более эффективному освоению технологии.
Для преобразования РППС в группах, в детском саду на протяжении всего учебного года по ТРИЗ были организованы семинары, зеседания МО, педсоветы, конкурсы игр и пособий «Дидактическая игра с элементами ТРИЗ!». Организация данных конкурсов способствовала более эффективному оснащению групп пособиями и играми ТРИЗ. В каждой группе, имеется универсальное пособие, рекомендованное Т.А. Сидорчук, в которое входят 5 анализаторов, 17 имен признаков, 6 типов вопросов, причинно-следственные связи, 7 волшебников. Универсальные пособия используются воспитателями как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.
В течение года в группах были организованы родительские клубы по знакомству с технологией. Родители проявили заинтересованность ТРИЗ, поддерживали развивающее обучение по данной технологии дома.
Муниципальный конкурс "Аукцион педагогических идей"
НОД по развитию речи с применением технологии ТРИЗ
Семинар -практикум "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми"
Конкурс "Дидактическая игра с элементами ТРИЗ технологии".
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовывать и проводить встречи детей с исполнителями музыкальных произведений (инструменталистами) значительно обогащать детей не только в музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Живая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, создает мотивацию к поступлению в музыкальную школу, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру.
Современные дети мало знакомы с работой почты, почтовых служащих историей возникновения почтовой службы, однако «Почта - незаменимый помощник человека». Каждая профессия необходима нашему обществу. Работа почтальона до сих пор востребована. Почтовые работники вносят весомый вклад в улучшение жизни и развития страны.