Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметнопространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) обеспечивает:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения . Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
В сентябре 2022 года в детском саду была внедрена технология «Говорящая стена». Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду по принципу «лестничной педагогики». Ведь в детском саду, кроме групп есть еще много помещений, в которых дети бывают достаточно часто и их тоже возможно преобразовать и использовать в работе с детьми и педагогами.
В коридоре на 1 этаже были размещены магнитные доски, на которых в зависимости от возраста и времен года, размещаются магнитные пособия и дидактические игры. Рядом с первой младшей группой : геометрические фигурки, пазлы животных.
Рядом со средней группой: «Мама и малыш», пазлы «Времена года» , игры на соответствие, буквы, цифры и т.д. Магнитные пособия вызывают большой интерес у дошкольников. Домой не уходят пока не поиграют с родителями на каждой доске.
Так же на 1 этаже, совсем не давно, появилась лего-панель. Где ребята с большим удовольствием собирают различные фигуры с помощью блоков конструктора по своему воображению.
В холле второго этажа появились шахматный клуб «Белая Ладья» и лего-город , зона мини- музеев «Русская изба» ,« Мой край –Югра» .
На лестничной площадке много лет назад был нарисован «чудо-лес», в котором растёт 12 деревьев. Каждое дерево – это определенный месяц. Деревья размещены по отношению к друг другу по сезонам. Педагоги разместили информационные таблички с названиями и явлениями времён года в определённых местах, а так же календарь природы с подвижными стрелками.
Прикрепили карточки с названиями месяцев, картинки с изображением природных явлений, растений и животных. В процессе работы появились Эколята- защитники природы. «Чудо-лес» на глазах превратился в «Интерактивный лес».
Добавили конвертики для самостоятельной деятельности детей. Содержимое конвертов проверяется каждый день! Мы использует такие игры, как: «расставь по местам», «найди такой же предмет», «придумай», «расставь по местам».
Таким образом, предметно-развивающая среда, ее правильное оформление и организация, влияет на показатели интеллектуального и личностного развития дошкольника, на его общее развитие и эмоциональное состояние, а также способствует повышению качества дошкольного образования, внутреннему благоустройству детского сада.